Пояснительная записка к учебному плану 2023-2024 учебный год Учебный план МБДОУ №19 ст. Ново-Осетинской на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ПОРЯДКОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 - Адаптированной основной образовательной программой ДОУ; - Образовательной программой на основе Федеральной образовательной программы дошкольного воспитания; - Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среда обитания», от 29.01.2021.; - Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249. - Уставом ДОУ - Программой развития МБДОУ №19 ст.Ново-Осетинской общеразвивающего вида на 20232028 г. Учебный план МБДОУ № 19 ст.Ново-Осетинской на 2023 – 2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) 2 Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МБДОУ № 19 ст.Ново-Осетинской и расширение области образовательных услуг для воспитанников (40% от общего времени, отводимого на освоение образовательной программы ДО) Учебный год начинается 1 сентября 2023 г. и заканчивается 30 августа 2024 г. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2023-2024 учебном году в МБДОУ № 19 ст.Ново-Осетинской функционируют 1 разновозрастная группа в количестве 30 детей. Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по ОП ДО и адаптированной образовательной программе, основанной на Федеральной основной программе дошкольного образования . Методическое обеспечение программ соответствует ФГОС ДО, перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание» Учебный план МБДОУ №19 ст.Ново-Осетинской соответствует Уставу МБДОУ и гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с Санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней подгруппах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной подгруппах – 50-60 минут в первой половине дня и 25-30 минут во второй половине дня. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ. 3 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Организация образовательного процесса. 1. Режим работы учреждения. Продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу) Время работы ДОУ 10.30 часов в день (с 7.30 до 18.00) Не рабочие дни Суббота, воскресенье, праздничные дни 4 Продолжительность учебного года. Учебный год С 1.09.2023 по 30.05.2024 37недель I полугодие С 1.09.2023 по 29.12.2023 18 недель II полугодие С 08.01.2024 по 30.05.2024 19 недель Учебный план на неделю, месяц, год. № 1. Ранний возраст (2-3г) Образовательная область в в неделю месяц Младшая подгруппа (3-4г) Старшая подгруппа (5-7л) в год В в менеделю сяц В год в неделю В месяц В год 36 2 8 72 2 8 108 4 4 36 36 1 1 4 4 72 36 1.1 Познавательное развитие ФЭМП Ознакомление с окружающим миром 1 1 4 36 1 1 1.2 Речевое развитие Развитие речи Чтение художественной литературы 1.3 Художественноэстетическое развитие Музыка Художественное творчество - рисование - лепка -аппликация 1.4 Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Итого: 2 8 72 1 4 36 1 4 72 2 8 ежедневно 72 1 ежед невно 4 ежед невно 36 ежед невно 1 ежед невно 4 ежед невно 4 16 144 4 16 72 ежед нев но 144 2 8 72 2 8 72 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 4 4 16 2 8 1 1 - 4 4 3 12 108 3 12 108 3 12 108 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 360 10 40 360 10 40 432 10 144 72 36 36 - 40 5 2. Занятия по самостоятельной части По СанПину 1 Не более 10 4 36 10 1 4 72 12 Конструктивно-модельная деятельность: еженедельно во 2-ой половине дня в совместной деятельности ребенка и воспитателя Познавательно-исследовательская деятельность : совместная деятельность на прогулках, во 2-ю половину дня, в режимных моментах, образовательной деятельности. ОБЖ: совместная деятельность на прогулках, во 2-ю половину дня, в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности. Таблица: организация занятия с разновозрастной группой Форма организации Когда применяется Вся группа занята одним видом деятельности Введение в тему. Объявления общих правил и условий. Разъяснение поэтапных шагов задания. Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.). Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу. Занятие проходит одновременно у всех, Учебная деятельность по одному разделу но каждая подгруппа выполняет свои программы, но с различным изучаемым задания. материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу. Работа с одной подгруппой. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя. Используется при изучении особенно сложных тем по математике или обучении грамоте. Совместная работа с двумя подгруппами Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. 6 Схема проведения занятия с поэтапным началом 1-ый этап младшая старшая младшая старшая 2-ой этап 3-ий этап Активная работа с Одновременная младшими детьми работа со всеми Изучается новая тема. Дети работают в парах, детьми: беседа, обсуждение, Проводятся или выполняют подведение итогов индивидуальные самостоятельную занятия работу Схема проведения занятия с поэтапным окончанием 1-ый этап Одновременное начало для всех детей. Организационный момент: сюрприз, сказочный персонаж… 2-ой этап Активная работа с младшими детьми и завершение занятия Дети работают в парах, или выполняют самостоятельную работу на повторение и закрепление 3-ий этап Заключительный этап и подведение итогов Социально-коммуникативное развитие реализуется во всех видах совместной деятельности и режимных моментах. Познавательно-исследовательская деятельность- ежедневно в совместной деятельности Конструктивно-модельная деятельность - раз в неделю во вторую половину дня в совместной деятельности взрослого и ребенка. Примечание: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром (чередуется «Предметное окружение» и «Природное окружение») Часть программы, формируемая участниками программы (парциальная программа, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности). Конструктивно - модельная деятельность планируется во вторую половину дня в совместной деятельности взрослого и ребенка не меньше раза в неделю Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Наименование Сроки Количество дней Первичный мониторинг 01.09.2023 г. - 08.09.2023г. 5 дней Итоговый мониторинг 13.05.2024 г. - 27.05.2024г. 5 дней 7 3.Организация деятельности детей в летний оздоровительный период. В летний период с 1.06 по 31.08 организованная образовательная деятельность с детьми не проводятся. Планирование оздоровительной деятельности детей в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика осуществляемых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различно и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. 8