1.Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. "Об образовании в Российской Федерации", с изменениями на 29 декабря 2022г. ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г. с изменениями от 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ №636 от 22.10.1999г., Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2.Данное Положение определяет основные цели, задачи и направления работы, содержание и виды деятельности службы, устанавливает права, обязанности и ответственность специалистов социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения, а также документацию и взаимоотношения. 1.3.Социально-психологическая служба ДОУ является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. 1.4.Под социально-психологической службой понимается организационная структура, в состав которой входят заведующий ДОУ (заместитель заведующего), педагог-психолог, социальный педагог. В случае необходимости привлекаются другие специалисты: учителя-логопеды, воспитатели (старшие воспитатели), медицинские работники. 1.5. Руководство, координацию и контроль деятельности членов социальнопсихологической службы осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением. 1.6.Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения, предполагает их совместную деятельность и сотрудничество. 1.7.Деятельность социально-психологической службы основывается на соблюдении международных и российских законодательных актов об обеспечении защиты и развития личности ребенка. Служба руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Конвенцией о правах ребёнка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Письмом Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения», настоящего Положения, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.8.Работа социально-психологической службы ориентирована как на воспитанников дошкольного образовательного учреждения, так и на административных, педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья. 1.9.Деятельность социально-психологической службы строится на принципах законности, уважения, соблюдения прав и интересов обратившегося, а также на достоверности предоставляемой информации, открытости, добровольности, конфиденциальности. 1.10.В своей деятельности социально-психологическая служба опирается на следующие принципы: приоритеты интересов воспитанника, обеспечение защиты его прав с учётом позиций других участников воспитательно-образовательных отношении; согласованность и взаимодействие различных специалистов в оказании помощи ребёнку; конфиденциальность; непрерывность и преемственность; превентивность. 1.11.Сотрудники социально-психологической службы ДОУ осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), администрации и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 1.12.Служба осуществляет свою деятельность в контакте с образовательными организациям учреждениями здравоохранения, специалистом по охране прав детей Управления образования. 2.Цель, задачи и содержание деятельности социально-психологической службы 2.1.Цель социально-психологической службы ДОУ–создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические условия для успешного обучения, воспитания и психологического развития воспитанников в ситуациях взаимодействия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. 2.2.Основные задачи: •диагностика; •выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи; •дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социально-психологической, медицинской помощи; •определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающихся в социальнопсихологической поддержке; •оказание помощи лицам, нуждающимся в социально-психологической поддержке; •социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения; •обеспечение защиты прав личности воспитанников; •изучение особенностей социального, психолого-педагогического развития воспитанников; •предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; •помощь (содействие) воспитаннику в решении актуальных задач развития, воспитания, социализации; •развитие социальной, психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников; •оказания содействия в социально-психологической реабилитации семей воспитанников, находящихся в социально опасном положении; •обеспечение взаимодействия между ДОУ и учреждениями по оказанию помощи детям и их семьям. 2.3.Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение образовательной деятельности ДОУ, через следующие направления: •диагностика; •коррекция и развитие; •консультирование; •просвещение, повышение социально-психологической компетенции; •профилактика. 2.4.Социально-психологическая служба ДОУ призвана содействовать: •созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; •повышению качества воспитательно-образовательной деятельности на дошкольной ступени; •повышению социально-психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения; •развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. 3.Направления работы 3.1.Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей. 3.2.Социально-правовое. Защита прав ребенка. 3.3.Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме. 3.4.Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у дошкольников. 3.5. Социально-диагностическое. Установление причин дошкольников, причин социального неблагополучия семьи. 3.6. Социально-информационное. грамотности. Повышение отклоняющего педагогической и поведения законодательной 3.7.Социально-медицинское. 4.Виды деятельности социально-педагогической службы 4.1.Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачам социально-психологической службы ДОУ психо-диагностической, коррекционноразвивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. 4.2.Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников воспитательнообразовательных отношений. 4.3.Социально-психологическое направление: просвещение, приобщение педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников и самих воспитанников к психологическим знаниям. 4.4.Социально-психологическая профилактика: сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников на всех этапах дошкольного возраста. 4.5.Консультирование – индивидуальное, групповое, семейное. 4.6.Диагностическая работа: выявление особенностей психического развития воспитанников, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей требованиям общества. 4.7.Коррекционная деятельность: составление рекомендаций по работе с детьми, имеющими проблемы в воспитании, обучении, поведении. 4.8.Осуществление взаимодействия с учреждениями и организациями для привлечения соответствующих специалистов в решении актуальных вопросов воспитанников и их родителей (законных представителей). 5.Права и обязанности специалистов социально-психологической службы 5.1.В своей профессиональной деятельности специалисты социально-психологической службы обязаны: •руководствоваться нормативно-правовыми документами, указанными в п.1.7 данного Положения о социально-педагогической службе, Уставом дошкольного образовательного учреждения; •соблюдать этический кодекс социального педагога и педагога-психолога; •рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не брать на себя решение вопросов, невыполнимых, с точки зрения современных требований психологической, социальной науки и практики; •знать новейшие достижения социальной и психологической науки, применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психо-коррекционной и психо-профилактической работы; •вести необходимую документацию по установленной форме и использовать её исключительно в профессиональных целях; •оказывать необходимую возможную помощь администрации ДОУ и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного социального и психического развития воспитанников; •оказывать необходимую и возможную помощь воспитанникам, их родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем; •проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком только с письменного согласия родителей (законных представителей); •проводить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.) с письменного согласия его родителей (законных представителей); •участвовать в работе семинаров, педагогических советов ДОУ, конференций, проводимых вышестоящими организациями; •постоянно повышать свой профессиональный уровень; •отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения. 5.2.Специалисты социально-психологической службы имеют право: •самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделение приоритетных направлений в определенный период; •посещать занятия и мероприятия всех возрастных групп детского сада, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей; •осуществлять личный прием родителей, а также лиц их заменяющих; •знакомиться с документацией дошкольного образовательного учреждения; •принимать участие в педагогических советах, ПП и ПМП консилиумах; •вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий; •выступать с обобщением опыта своей работы на семинарах, научно-практических конференциях, средствах центры; массовой информации;региональные научно-методические и •обращаться за вконсультацией в муниципальные, психолого-педагогические •обращаться в случае необходимости через администрацию ДОУ, соответствующие организации по вопросам оказания помощи. 6.Ответственность сотрудников социально-психологической службы 6.1.Сотрудники социально-психологической службы ДОУ несут персональную ответственность: •за жизнь и здоровье детей во время индивидуальных и групповых занятий и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод воспитанников во время проведения подобных мероприятий; •за точность определения степени психического и социального развития; •за правильность заключений, адекватность использованных диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность даваемых рекомендаций; •за ходом и результатами работы с воспитанниками разных возрастных групп; •обоснованность выдаваемых решений; •за надлежащий учет и контроль поступивших обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников; •достоверность представленной информации. 6.2.Специалисты социально-психологической службы рассматривают и принимают решения строго в рамках своей профессиональной компетенции. вопросы 6.3.Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации и неразглашение персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы в дошкольном образовательном учреждении. 7.Обеспечение деятельности социально-психологической службы 7.1.Деятельность социально-психологической службы ДОУ обеспечивается заведующим (заместителем заведующего) дошкольным образовательным учреждением. 7.2.Для работы социально-психологической службы создаются условия, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей специалистов, с учетом специфики и требований к деятельности педагога-психолога, социального педагога. 7.3.График работы всех работников социально-психологической службы согласуется с администрацией дошкольного образовательного учреждения. 8.Документация социально-психологической службы •Приказ о создании социально-психологической службы ДОУ; •Положение о социально-психологической службе дошкольного образовательного учреждения; •Журнал учета обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников. •График работы отдельных специалистов социально-психологической службы. •План работы социально-психологической службы на учебный год. •План работы социально-психологической службы на месяц. •Отчет о работе социально-психологической службе за учебный год. •Аналитические справки о проделанной работе; •Методические рекомендации для воспитателей детского сада; 9.Взаимоотношения и связи по работе 9.1.Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) дошкольников. 9.2.Место проведения: кабинет заместителя воспитательной и методической работе. заведующего по 9.3.Периодичность – по мере поступления заявок. 9.4.Деятельность социально-психологической службы осуществляется в соответствии с разработанным планом программы социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения. 10.Заключительные положения 10.1.Настоящее Положение о социально-психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 10.2.Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3.Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4.После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.