ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогической службе

• Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017 года);
• письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
• письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психологомедикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
• правовая база дошкольного образовательного учреждения;
• настоящее Положение.
1.5. Психолого-педагогическая служба в МБДОУ руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями
Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам
образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных
образовательных учреждениях.
1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение
ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в дошкольном
образовательном учреждении.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности
педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора направленная на
создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях
дошкольного взаимодействия».
1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими
особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия
успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели:
• содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в
соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и
подготовке педагогического коллектива МДОУ к освоению психолого-педагогических
основ социализации ребенка;
• помощь администрации и педагогическому коллективу МДОУ в создании социальной
ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного
пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития
индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех
субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей),
педагогов и специалистов;
• содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях МДОУ и семьи;
• оказание поддержки педагогическим работникам МДОУ и родителям (законным
представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них
принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в
себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и
свобод другой личности.

2.2. Основные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития единого
воспитательнообразовательного пространства, выявление основных проблем и
определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
• обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников МДОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;
• содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье
детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
• помощь администрации и педагогическому коллективу МДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных
форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
• психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;
• обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в
решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;
• содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного
учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
3. Структура психолого-педагогической службы
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы МДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя заведующего
по инновационной деятельности, старшего воспитателя и координируется нормативноправовой и методической базой научно-методического центра.
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в МДОУ возлагается на заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителялогопеда, тьютора определяется согласно штатных единиц дошкольного образовательного
учреждения на основании документов об образовании и стажа профессиональной
деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской
Федерации.
3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами
МДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология»,
«дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим
диплом государственного образца.
3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и
специализированная.

3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом
участникам МБДОУ: педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом, врачом.
3.8. Психолого-педагогическая служба МБДОУ является составляющей службой
здоровья, в состав которой входят:
• учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с нарушениями
речи;
• учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения
развития;
• педагог-психолог, который активно взаимодействует с семьей, контролируя условия
социального благополучия ребенка;
• медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей, медсестра поддерживает
соматически ослабленных воспитанников.
Все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое
сопровождение. Эта структура представляет собой психолого-педагогический консилиум,
который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут
и реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями)
воспитанников.
3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка
педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными
4 (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки
соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
3.10. По отношению к воспитанникам групп осуществляются адаптационные меры при
переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития воспитанников,
их эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия.
3.11. По отношению к воспитанникам с ЗПР – осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение.
3.12. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
3.13. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности.
3.14. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для МДОУ, программ,
утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных
возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе
валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы

4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным
сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными
представителями) воспитанников МБДОУ через:
• психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров –
тренингов, бесед);
• психо-профилактику;
• диагностическую работу;
• коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
• консультативную деятельность.
4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогом-психологом на:
• психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям дошкольного
образовательного учреждения;
• индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и
социально-психологических особенностей);
• групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к школьному
обучению, состояние эмоционально-психологического климата в группе);
• индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований;
• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
• групповые коррекционно-развивающие занятия;
• просветительская работа (просветительские мероприятия);
• экспертная работа (мероприятия).
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
• организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и
анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий осуществляется
только с согласия родителей, а психолого-социально-педагогическое сопровождение
каждого ребенка проводится,согласно двухстороннего договора с родителями (законными
представителями) воспитанников детского сада.
4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских 5
собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
МБДОУ.
4.4. Взаимодействие с членами коллектива МБДОУ по вопросам развития и
формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов
профессионального применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического
климата в МДОУ.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.
4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).

5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и
любой специалист психолого-педагогической службы МБДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение
протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в
соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного
образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической
службы МБДОУ:
• рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
• применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
• в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач его
полноценного психического и физического развития;
• выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
• взаимосвязаны с социальной службой;
• оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу МБДОУ в
решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, необходимую
и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
• содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;
• ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
• повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право:
Педагог-психолог:
• на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным
образовательным учреждением. Все участники психолого-педагогической службы
МБДОУ:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов
системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления;

• на создание администрацией МБДОУ условий, необходимых для успешного
выполнения профессиональных обязанностей;
• отказываться от выполнения распоряжений администрации МБДОУ в тех случаях,
когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
• знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности;
• обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по
вопросам их социального положения и прочих;
• участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных
советов МБДОУ, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих
судьбу ребенка;
• вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психологопедагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
• выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных газетах,
журналах и пр.;
• обращаться, в случае необходимости, через заведующего МБДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.
6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы МБДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового
Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу
заведующего МБДОУ.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:
• качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности;
• надежность принимаемых на их основе решений;
• эффективность психолого-педагогических воздействий на участников воспитательнообразовательных отношений;
• качество оформления заключений и рекомендаций;
• уровень трудовой дисциплины в МБДОУ.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение
следующих показателей:
• увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
• рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
• уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к
детскому саду;
• расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших
необходимую консультационную помощь;
• сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом
дошкольного образовательного учреждения;
• своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе МБДОУ.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически
отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат.

6.5. Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает старший
воспитатель и заместитель заведующего по инновационной деятельности МБДОУ.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы МБДОУ
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
• план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
• перспективный план работы с детьми на год, квартал;
• заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• журнал учета групповых форм работы;
• план психолого-социальной помощи ребенку;
• карта психологического обследования ребенка;
• программа работы педагога-психолога с группой.
• программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;
- журнал планирования и учета групповых занятий;
- журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.
• групповые тетради для рекомендаций педагогам;
• графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы
дошкольного образовательного учреждения в целом.
7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
• справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в
психологической и медико-педагогической помощи;
• информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
• материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным
нормативным актом МБДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается приказом заведующего МБДОУ.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего
Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».