ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии Доу с семьями

1. Общие положения
1.1. Положение МБДОУ № 19 ст.Ново-Осетинской разработано в соответствии с
- ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155
от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года,
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской
Федерации" в редакции от 25 июля 2022 года,
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»,
- Семейным Кодексом Российской Федерации
- Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей,
вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения
родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов
и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;

• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга; • повышение правовой грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам

воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьѐй воспитанника на всех ступенях обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
• принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.

4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих
и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме

собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
другими дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями
воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех
заинтересованных лиц, вовлечѐнных в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников
в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения
с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников
к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,

семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном
учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за
прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, консультации, деловые игры,
и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения.
8.3. Заведующий в рамках контроля имеет право:
• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;

• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
• определение основных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения;
• организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий; • отчеты педагогов о проведенных педагогических
наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами.
• протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается
с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.

10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».